Вход на сайт

Зарегистрировавшись на сайте Вы сможете добавлять свои материалы



Яндекс.Метрика



Самодельные аэросани
01.03.13 08:15


Что же это за машина, которой не страшны многометровая толща снега и бешеные бураны Севера? Аэросани — ее название. Появилась она на свет давно, но знают о ней  еще очень мало. А между тем аэросани — очень удобная машина. В годы Великой Отечественной войны аэросани перевозили боевые грузы и несли санитарную службу в заснеженных районах, а сейчас верно служат людям в Заполярье.

Транспортные аэросани имеют довольно мощные двигатели (от 100 до 300 л. с), а в годы войны применялись и аэросани с двигателем мощностью 450 л. c., вмещавшие в себя 25 человек. А как вы думаете, можно ли сделать самодельные аэросани? Естественно, можно!Хотя и небольшие. Конструкция наших самодельных аэросаней очень поста в изготовлении, но очень надежна. Разработал ее горьковский инженер М. Веселовский. Скорость и проходимость самодельных аэросаней – самые важные их ходовые характеристики . И от того на сколько правильно и точно они будут рассчитаны зависит надежность работы самодельных аэросаней. Динамические характеристики самодельных аэросаней характеризуются динамическим качеством К, которое у правильно сконструированных самодельных аэросаней должно быть равным 0,3 т.е. К=0,3. Рассчитывается динамическое качество по формуле: К=Тв/В, где Тв - толкающее усилие воздушного винта; В - полный вес самодельных аэросаней (вес водителя +вес топлива+вес перевозимого груза). Толкающее усилие воздушного винта самодельных аэросаней берут равным 4,75 кг на 1 лошадиную силу мощности двигателя. На самодельных аэросанях можно установить двигатель от мотоцикла «Урал М-72» мощностью 22 л.с. Подставив эти данные в формулу Тв= 4,5хР, где Тв - толкающее усилие воздушного винта; Р- мощность двигателя, Получим толкающее усилие винта самодельных аэросаней Тв = 4,5х 22= 99 кг. Предварительно предположив, что полная снаряженная масса аэросаней составляет 300 кг, получим динамическое качество самодельных аэросаней К =Тв/В=99 кг/300кг=0,33. Как уже упоминалось выше, конструкция самодельных аэросаней, которые имеют динамическое качество К = 0,3 считаются хорошими.{morfeo3} Но в морозную зимнюю погоду и аэросани с мотоциклетным двигателем мощностью 10— 15л .с. ,которые имеют динамическое качество К=0,2, могут развить скорость до 60 км/час, и очень хорошо двигаются по глубокому снегу и поднимаются на не большие подъемы. Но для этого конструкция самодельных аэросаней должна иметь по возможности не большой вес и как можно более высокое толкающее усилие винта. Его необходимо изготовить точно в соответствии с чертежом. Корпус самодельных аэросаней имеет несущую конструкцию. Собирается корпус аэросаней из трапециевидных шпангоутов и продольных реек, а сверху обшивается фанерой. Из сосновых или березовых досок толщиной 25 мм изготовляют лыжи.


Для того, чтобы их загнуть, концы распаривают в горячей воде. Сверху на лыжу прикрепляют усилительную накладку, а снизу прикручивается стальная полоса с приваренным подрезом. На лыже закреплены «кабанчики» имеющие проушины для закрепления рессор. Задние лыжи оснащены тормозом штыревого типа. Педаль тормоза располагается под левой ногой водителя самодельных аэросаней. С помощью троса при необходимости тормоз приводится в действие . С помощью рулевого управления приводятся в действие передние лыжи, закрепленные на поворотных цапфах Воздушный винт самодельных аэросаней расчитываетя так, чтобы двигатель работал на 3700 об/мин и развивал 20 л.с. К воздушному винту крутящий момент передается посредством цепи через амортизатор, который смягчает жесткость ее работы. Передаточное число 2.6 : 1. Винт вращается с частотой 1400 об/мин. Двигатель самодельных аэросаней закрепляется на трубчатой раме через резиновые втулки. Рама к корпусу прикрепляется подкосами. Валик с насаженной на него втулкой винта, а так же бензобак закрепляются выше двигателя на отдельном подрамнике. Электрооборудование самодельных аэросаней применяется стандартное мотоциклетное. Воздушный винт насаживается на вал, расположенный над двигателем. Толкающее усилие воздушного винта напрямую зависит от точности его изготовления и качества обработки поверхности винта. Заготовка для толкающего винта склеивается из 4 сосновых ясеневых или кленовых 22 миллиметровых досок, длиной 2200 мм, не имеющих пороков древесины (сучков, свилеватостей, трещин). Доски должны быть тщательно обструганы и зачищены наждачной бумагой. Склеивают их качественным клеем для дерева, например казеиновым. Сжимают склеенные заготовки с помощью струбцин и оставляют на сутки в помещении с комнатной температурой для просушки.

Боковые поверхности заготовки обрабатывают рубанком и придают им форму согласно рисунка. Затем на заготовку наносят осевые линии, которые определяют центр ступицы винта в точке их пересечения. Боковую форму винта размечают на на обеих поверхностях заготовки. По этой разметке обрабатывают верхнюю и нижнюю плоскости винта. Окончательную обработку производят при помощи шаблонов, состоящих из 2 частей. Профили этих шаблонов показаны на чертеже винта. Для получения натуральной величины шаблонов чертят сетку с квадратом 10 мм и по этим клеткам наносится контур шаблона. Нижние половинки шаблонов закрепляют в поперечном пропиле толстой доски глубиной 8-10 миллиметров. По центру, точно под 90 градусов к доске пропускают болт диаметром в 30 миллиметров, на который одевается втулка с наружным диаметром 47,5 миллиметра. Сначала обрабатывается нижняя часть заготовки, при этом постоянно контролируется профиль винта самодельных аэросаней по шаблону, закрепленному на доске. Аналогично обрабатывают верхнюю часть винта по шаблону верхней части. Проворачивают винт на 180 градусов и аналогичные операции проделывают со второй плоскостью винта. Обрабатывают лопасти с помощью маленького рубанка и стекла и пропитывают олифой. Далее шлифуют поверхность наждачной шкуркой и пропитывают разогретой олифой. После просушки олифы, винт самодельных аэросаней оклеивается тонкой тканью, окрашивается масляной краской и в три слоя покрывается лаком. Рабочие кромки лопастей необходимо обить листовой латюнью толщиной 0,6 мм, хорошо опаять, зачистить наждачной бумагой и вскрыть лаком. Важно добиться, чтобы обе лопасти винта самодельных аэросаней имели одинаковый вес. На втулку, избегая чрезмерного перекоса необходимо насадить винт. Биение лопастей в плоскости вращения не должно превышать 5 мм. Наши самодельные аэросани имеют винт толкающего типа, поэтому рабочая кромка лопастей винта должна быть справа если смотреть на аэросани спереди. Обязательно нужно сделать ограждение винта. Самодельные аэросани могут свободно развивать скорость до 60 км/час, а построить их совсем не трудно. А как могут они пригодиться зимою охотникам, рыбакам да и просто любителям зимних прогулок на природе.


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Облако тегов